Kiehls - косметика из Америки по уходу за лицом
Мобильная версия: wap.lensart.ru Language: [Русский]  (English)
 
ГлавнаяСтатьиФорумыФотоАвторыВыставкиФотостудииПоискВойтиЧаВОО сайте

Автор: Мартынюк Александр > Статьи >

Женщина и фотоаппарат (Woman & Camera)

Об авторе, техника

Мартынюк Александр Всеволодович
радиофизик
любитель, интересующийся фотографией

Новые фото, лучшие фото
• Новые фотографии сегодня
• Лучшие фотографии сегодня
• Лучшие фотографии вчера
• Лучшие фотографии позавчера
• Лучшие фотографии месяц назад
• Лучшие фотографии 3 месяца назад
• Лучшие фотографии сайта:
• Портреты, пейзажи, натюрморт, макро

Форум Новости

• Новое: Админ: абонплата (52)
• ЛенсАрту 10 лет! (12)

Форум Общие вопросы

• "Склонности фотографии" (1808)
• Анонимные дни (31)
• почему так много ХОРОШ... (2442)
• Права на съемку (10)
• КОНКУРСЫ, выставки , пр... (120)
• конкурс "Кукушечка" (218)
• ВЕЛИК и МОГУЧ (156)

Форум Фотографии и авторы

• УДАЛЕНИЕ РАБОТ, БАНЫ: ... (2627)
• Охота на лис (плагиат) (3)
• НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ (449)
• Фотографии, авторы и неавт... (13)
• На остриё критики (2563)
• Воровство фотографии (621)

Форум Техника фотографии

• Дилема с выбором фотоапарата (42)
• Сжатие без потери качества (7)
• Про хроматическую аберрац... (7)
• Кисть снега, цвет кисти, реж... (6)
• Графика в фотографии (181)

Форум Предложения и пожелания

• Правила сайта.Предложени... (61)
• об этике комментария (2058)

Цифра/Пленка/Оптика/Остальное

• продам Никон Д800е с обьект... (1)
• ПРОДАМ Комплект Multiblitz C... (1)
• ПРОДАМ фотоаппарат пленоч... (1)
• ghjlfv комплект фильтров фан... (1)
• Продам, NIKON F90 (1)
• ПРОДАМ Антикварный фотоап... (1)
• Проблемы с АФ в Canon 5D ... (35)
• Canon EF 16-35 f/2.8 L II или... (18)
• NIKON AF-S 16-85 F/3.5-5.6 G... (2)
• Canon EOS 550D + SIGMA 17-... (2)
• Монитор NEC SR 271 Антикри... (2)
• компактные фотокамеры (3)
• Фотошоп (1)
• Продаю ef 24 70mm f 2.8 l C... (4)
• Как настроить Фотошоп? (7)
• Объектив для Кенон 600д (11)
• Фильтр ND 64 (1)
• Вопрос владельцам Sigma 1... (14)
• генераторный свет Rimelite P... (2)

Форум Приглашаю в путешествие


Форум Флейм. Немодерируемое

• Про страдания фотокритика (10)
• Сбои в работе сайта (595)
• Рекомендую глянуть! (862)
• Очевидное-невероятное (33)
• Фотоюмор (1087)
• Почему я не концептуалист? (498)
• Мой IP адрес заблокирован (5)
• События в Петербурге, кото... (15)

Перейти к рубрике 

Поиск по фотографиям 

Поиск по авторам 

Женщина и фотоаппарат
Woman & Camera



Побрехушка на (эротическую) историческую тему



А. В. Мартынюк





Что у самой красивой, обаятельной и привлекательной половины человечества в обиходе на первом месте? Без чего она не может прожить и дня?

Разного рода психологические теории, выведенные из ложных предпосылок. утверждают — косметика, красивое белье, одежда, обувь... Нет! Фотография, как единственный документальный срез бытия, неопровержимо свидетельствует — зеркало, телефон и фотоаппарат.

О зеркале писать опасно. В поисках тихой озерной глади, в которую смотрелись первые модницы, можно уйти вглубь тысячелетий и никогда оттуда не вернуться. О телефоне — разговор особый! А о фотоаппарате? Вот об этом женском аксессуаре и пойдет речь!




Патриархальный период



Изобретатели фотографии: Жозеф Нисефор Ньепс, Жак Луи Манде Дагерр и Генри Фокс Тальбот были людьми традиционных взглядов и справедливо решили: маяться с громоздкими и тяжелыми ящиками, дышать испарениями химикатов и полоскать в них руки — не женское дело. Для них же, таких нежных, хрупких и грациозных был уготован лучший удел — занять место перед объективом фотоаппарата и увековечить свою красоту, молодость, обаяние1.

Увы! Такие «правила игры» просуществовали не долго. Лет пятьдесят... По меркам истории, сущий пустяк, мгновение!





Слева — рекламный плакат студии Фишер, Берлин, 1900 год. Справа — один из рекламных плакатов компании «Кодак» конца 19-го, начала 20-го века.

Рисунок 1. Две точки зрения на фотографию.




Период «освобождения от патриархального гнета»



Все началось в смутные времена эмансипации... Первое, что было сделано в знак протеста против «патриархального гнета», — укорочен подол платьев и юбок. Затем незамедлительно началась борьба за право появляться в общественных купальнях без пляжного платья. На фоне всех этих «новаций», от которых у мужской половины захватывало дух, и путались мысли, интерес к фотоаппарату выглядел не более чем женское любопытство. Ни у кого и в мыслях не было, что, на самом деле, это разведка и оценка «территории для предстоящего вторжения».

Впрочем, первые происки оказались неудачными. Фотоаппарат явно «тянул к земле», а накидка скрывала лицо — весьма важную часть тела, выставляемую напоказ в довершение к остальному. К тому же, ортодоксальный черный цвет фотографического «прикида» (без выточек, оборочек, кружев, рюшей и бантиков) смотрелся убого, навевал тоску и уныние.





Слева — девушка-«хлопушка» (flapper-girl) с фотоаппаратом. Фотография-открытка конца 20-х, начала 30-х годов 20 ст.

Справа — Женщина и фотоаппарат. Фотограф — Альфред Чейни Джонстон (Alfred Cheney Johnston). Фотография датирована «1920 или ранее». Скорее всего, она сделана после 1917 года, во время работы Джонстона в качестве официального фотографа знаменитого варьете «Ziegfeld Follies».

Рисунок 2. Женщина и фотоаппарат.



Однако, такими «мелочами» женщин не остановить. Упорства и настойчивости им не занимать. Уж если чего задумала лучшая половина человечества — обязательно добьется своего. Тем более, что исполнять замыслы должны были представители другой половины человечества.

«Прорыв» произошел в США. Мисс и миссис просто-таки вынудили Джорджа Истмена вначале уменьшить размеры фотокамеры-ящика, а затем, вместо этой угловатой «штуковины», начать выпуск складных фотоаппаратов-гармошек.





Справа — первая «Кодак-девушка» Китти Крамер (Kitty Cramer), с фотоаппаратом «Kodak, model #1», 1898 год.

Изначально фотоаппарат выпускался под названием «Изделие №1 фирмы «Сухие пластины и плёнки Истмена». Дж. Истмену не нравилось такое длинное название и он придумал фотоаппарату короткое, но запоминающееся имя. Бессодержательное буквосочетание «Kodak» очень скоро наполнилось смыслом.

Рисунок 3. Женщины с фотоаппаратом фирмы «Кодак» коробочного типа.





Рисунок 4. Женщины со складным фотоаппаратом типа «Folding Pocket Kodak». Фотографии (приблизительно) датированы: 1910 г. (слева), 1900 г. (справа)



Это уже было «что-то»! Это был успех! Количество поклонниц нового аксессуара быстро росло. Появляться без фотоаппарата в обществе, а тем более на пленэре, стало у модниц дурным тоном.

Следует отметить, что Джордж Истмен проявил благоразумие и дальновидность в столь деликатном деле, как «Woman & Camera». В качестве основного рекламного мотива для своей продукции он избрал образ девушки с фотоаппаратом. В результате Истмен не только прослыл истинным джентльменом и лучшим другом отнюдь не слабого пола, но и обеспечил себе и фирме спокойное существование на многие десятилетия вперед.





Слева — рекламная фотография из фирменного каталога, 1914 г. Справа — рекламная фотография 1911 (1913?) года. Надпись на фотографии: «Искренне Ваши. Кодак-девушки» (Yours Truly. The Kodak Girls).

Рисунок 5. «Кодак-девушки» с фотоаппаратом типа «Folding Pocket Kodak».



И все-таки в новой женской игрушке чего-то не хватало... Возможно плавности линий, изящества, блеска... Да и размеры были великоваты.





Рисунок 6. Фотограф — Эрнст Шнайдер (Ernst Schneider). Модель с фотоаппаратом, 1925.



За успехами заокеанских miss and missis внимательно следили их товарки из Старого Света. Когда же программа-минимум была выполнена, за дело взялись fräulein und frau.

Как это спокон веку заведено в Германии, дневные марши и демарши под лозунгом: «Мы хотим ЕГО!» сменялись ночными факелцугами с женской многоголосицей: «Скажем дружно — сы-ы-ыр!». Ситуация стала драматической. Основополагающая система «три-К»: Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь) дала трещину. Мир рушился прямо на глазах...

Оскару Барнаку и Эрнсту Лейтцу пришлось заняться насущными проблемами, отложив на время истинно мужское увлечение микроскопами. Их фотоаппарат-первенец пучеглазо таращился в мир объективом, сверкал металлическими деталями и... умещался в дамской сумочке.

Страсти мгновенно улеглись! Женщины с восторгом и умилением любовались первенцем, нежно повторяя его имя — «Лейка»!

Это была победа! Окончательная и бесповоротная! Стало ясно, что «этого у них уже не отнять никогда!» Изначальный принцип «кесарю — кесарево, а фотографу — женщина» был окончательно вычеркнут со страниц истории.




Эпоха развитой эмансипации



В дальнейшем, процесс эмансипации шел по нарастающей. Длина нижней части традиционного женского наряда вернулась к его исходным историческим границам — размеру «одеяний» у некоторых племен из экваториальных районов Земли2. И в придачу к сему мужская половина утратила монополию на ношение брюк.

Однако дальнейшее повествование по основному затронутому вопросу, к сожалению, утрачивает прочную научную и историческую основу. Обилие имеющихся в настоящее время фотодокументов свидетельствует о «традиционном», а точнее консервативном и одностороннем подходе к теме. Женщина по-прежнему рассматривается как объект, находящийся перед объективом фотоаппарата.

Другая же сторона вопроса — женщина, смотрящая в видоискатель фотоаппарата — и сегодня остается Terra Incognita. За прошедшее время эта тема даже сколь нибудь не изучена с точки зрения научной организации труда. Как и ранее, она не имеет юридических норм, этических границ и эстетических критериев, не говоря уже о ее философском осмыслении и обобщении.

Тем не менее, некоторые общие тенденции все же можно разглядеть. Однако, непозволительно возводить их в ранг закономерностей, из-за крайней скудности фактического материала и отсутствия здравомыслия в этом вопросе. Поэтому все изложенное далее — отчаянная и крайне рискованная попытка обобщения, которая, скорее всего, напоминает потуги узреть оборотную сторону медали, а порой и Луны.

Прежде всего, следует отметить страстную увлеченность женской половины человечества процессом фотографирования. Порой это приводило (и приводит) к нарушению фундаментальных основ бытия:

- появлению женщин у фотоаппарата в «несколько неприбранном виде»;

- чрезмерному усердию в работе.

Последнее утверждение может показаться слишком смелым, однако есть все основания полагать, что небольшая передышка в работе, известная как «перекур», неведома большей части Camera Feminine.





Рисунок 7. Слева — фотограф Марианна Бреслауэр (Marianne Breslauer), автопортрет, около 1930. Справа — фотограф Жермена Крулл (Germaine Krull), автопортрет, около 1930.



Наряду с этим, прослеживается устойчивая историческая тенденция обладания фотоаппаратом, как крайне необходимым аксессуаром. Например, в дополнение к пляжному ансамблю из купальника3, шляпки и сумочки.





Рисунок 8. Американская актриса, обладательница премии «Оскар», Энн Банкрофт (Anne Bancroft) с фотоаппаратом.



Фотодокументы также неумолимо свидетельствуют о том, что женщины вовсе не собираются расставаться с фотоаппаратом даже в тех случаях, когда уже, собственно, и расставаться-то не с чем. Однако мотивация этого феномена остается совершенно неясной.





Рисунок 9. Слева - модель с фотоаппаратом. Студия Манассе (Вена). Справа - современная фотография с логотипом "Anatoly Toor"



Стремление к накопительству и гигантомания также не являются окончательными суждениями в столь сложном вопросе, как «Woman & Camera». Вполне возможно, что сентенции: «много — это хорошо и правильно», а также «большой — значит самый лучший» имеют совершенно иное истолкование с точки зрения женской психологии.





Рисунок 10. Слева - скорее всего, это рекламная фотография, авторство которой, к сожалению, установить не удалось. Справа - фотограф Станислав Благенков (Stanislav Blagenkov), 2007



Следует особо обратить внимание на характерную особенность «женского стиля» фотографирования, а именно, привнесение элементов позирования.

У этого явления имеются исторические корни, однако его эргономика и эстетика совершенно не изучены. Из-за отсутствия общепринятой терминологии назовем этот стиль работы «пози-фотографированием» (позирование+фотографирование), а также отметим, что в настоящее время нет ни оригинальных монографий, ни руководств, в которых бы эта тема затрагивалась хоть в какой-то мере. «Пози-фотографирование» брошено на самотек и развивается стихийно.





Рисунок 11. Слева — фотография 40-х годов. Справа — Шарлотта Гринвуд (Charlotte Greenwood), Metro-Goldwin-Mayer studio, 1928.






Рисунок 12. Современные примеры «пози-фотографирования» (позирование+фотографирование)



Помимо перечисленных выше тенденций и особенностей, значимость которых еще предстоит осознать, за время эмансипации накопился и негатив.

Напомним, что фотоаппарат является оптическим прибором, проектирующим изображение окружающего мира на объектную плоскость (или плоскость фотографирования). Поэтому единственное, правильное и неоспоримое место фотографа-художника-творца не со стороны объектива, а со стороны видоискателя, через который он видит фотографируемые объекты (в том числе, и одушевленные). Только таким образом, и никак иначе (!), фотограф способен соотнести видимое со своим творческим замыслом, реализовать порыв вдохновения, побуждаемый его фантазией.

Особо отметим, что этот фундаментальный творческий принцип находится в прямой связи с физическими законами окружающего мира.

Достойно всяческого порицания нарушение этого принципа в виде непрекращающихся попыток реализовать идею «сам себе фотограф». Порочна как сама идея, так и «продукция», получаемая на ее основе. Из-за перспективных искажений и проблем с кадрированием зрителю достаются «репортажи с места казни» — изображения обрубков человеческих тел, либо же неуравновешенные композиции, как правило, с анатомическими уродствами, которые не имеют ничего общего с направлением сюрреализма в фотографии.

Идея «сам себе фотограф» — это ложный путь, ведущий к творческой импотенции и бесплодию.





Рисунок 13. Сам себе фотограф. На время написания статьи, авторство этой фотографии, как и многих других, беспардонно тиражируемых в Интернете, установить не удалось. В левой части фотографии видна надпись David Bailey, но нет уверенности, что это работа известного английского фотографа.





Рисунок 14. «Сам себе фотограф» или девушки с «протянутой рукой».



Следует также отметить, что в период развитой эмансипации произошло сращение двух самых необходимых женских аксессуаров — телефона и фотоаппарата. Остается только удивляться, почему на крышке этого уродливого гибрида до сих пор не появилось зеркало.

Однако, несмотря на то, что третий из самых необходимых аксессуаров существует (пока!) отдельно, женская половина человечества, находясь возле него, упорно не расстается с фотоаппаратом.

Применение зеркала в фотографии, как дополнительного оптического приспособления, имеет свои закономерности, которые хорошо известны. Но и здесь «женский подход» оказывается оригинальным и своеобразным.

Во-первых, на ряде фотографий хорошо видно, что законы тяготения справедливы только для фотоаппарата. По-видимому, эти фотодокументы следует расценивать как попытки опровергнуть закон тяготения, что, скорее всего, вряд ли удастся.





Рисунок 15. Репортаж из «покосившегося мира».



Во-вторых, с помощью зеркала зрителю демонстрируется широкая панорама женской среды обитания. Как правило, такие фотографии являются своего рода предупреждением претендентам «на руку и сердце» о том, что семейный уют в эпоху эмансипации не более чем миф, легенда, иллюзия...





Рисунок 16. «Три неряхи». Триптих.



В-третьих, наблюдаются попытки создания нью-поп-композиций (от new people composition), не поддающихся осмыслению в рамках существующих сегодня направлений «Glamour» или «Fashion». Пока еще эти эксперименты имеют спорадический характер. Но дальнейшее усовершенствование фототелефона, его симбиоз с зеркалом (который не за горами), может спровоцировать появление нового направления в фотографии4, концепция которого окажется недоступной для половины человечества.

И последнее. В борьбе за право смотреть в видоискатель, как и во всякой борьбе, был неизбежен экстремизм. Его давняя, революционная, преобразующая суть выветрилась, и сегодня это явление, по сути, трансформировалось в фотографическое хулиганство. Правнучки «потомственных революционерок» буквально одержимы желанием ослепить зрителя фотовспышкой 5!

Широкая фотографическая общественность должна заявить решительное «НЕТ!» фотохулиганству и объявить беспощадную борьбу любым проискам фотоэкстремизма! Только таким образом можно выполоть гносеологические корни этого явления!





Рисунок 17. Слева - фотография с условным названием «А это ты видел (видела)?!». Справа - «пушистая розовая» нью-поп-композиция с фототелефоном.



Выводы, которые напрашиваются после всего изложенного, бодрят разум и воображение:

1. Несмотря на то, что тема «Woman & Camera» изложена выше слишком кратко, она обширна, глубока и неисчерпаема! Она столь же многообразна, загадочна и непредсказуема, как и половина человечества, являющаяся ее имманентным носителем. Неуёмная фантазия, творческая энергия, целеустремленность и настойчивость никогда не иссякнут в этом жизненном роднике! Его потенциал бесконечен!

2. Другой половине человечества следует безоговорочно признать это, и постоянно быть готовой встретить все то новое, что нарождается, с улыбкой и добрым юмором. И, самое главное, не запрещать и не мешать! Нежные женские пальчики уже много десятилетий цепко удерживают фотоаппарат, и вряд ли когда-то устанут от этого.



Июнь 2013



1 Собственно говоря, вся «история с фотографией» из-за этого-то и затевалось! Два истовых француза и «рафинированный» английский джентльмен! Нужно ли еще что-то добавлять? Ну, разве-что, напомнить известную всем истину: «Ищите женщину!»

2 Все вернулось «на круги своя»? Нет, это восходящее развитие по спирали! Закон диалектики!

3 За период эмансипации этот чисто женский предмет распался на две части, размеры которых, наподобие шагреневой кожи, катастрофически уменьшаются прямо на глазах.

4 Опять диалектика! Перерастание количества (технических усовершенствований) в качество (но на другом уровне). Ждем новых «направлений» в фотоискусстве! Не зря же говорят, как аукнется, так и откликнется!

5 Генезис такого процесса давно известен. Для поддержания антагонизма, в том числе, и в его крайней форме (экстремизм) необходим «образ врага». Если врага нет, значит его образ необходимо создать, а затем с ним неустанно бороться; в том числе и ослепляя. Остается неясным только одно — при чем тут зритель?



Обсуждению статей по истории эротической фотографии посвящена тема форума


страница создана 24.10.17 в 03:18:25 (GMT+3)